Очки виртуальной реальности из фантастического гаджета превращаются в привычный инструмент, который уже используются, например, в медицине или при продажах квартир. На выставке в Новосибирске продемонстрировали несколько моделей очков виртуальной реальности и рассказали, в каких отраслях жизни они будут применяться повсеместно в совсем недалеком будущем.
ВИРТУАЛЬНЫЕ КАЧЕЛИ
«Крутая штука. Графика еще не очень на уровне, но сами ощущения классные. Это были гигантские качели, они переворачивались. Головой понимаешь, что здесь стоишь, но все равно рефлексы идут в ноги, качает. Пока это больше развлечение, но потенциал огромный, я думаю, наверняка с этим можно будет много чего придумать», — сказал посетитель выставки Алексей, после того как снял очки виртуальной реальности Oculus Rift.
Гаджет оснащен одним или несколькими дисплеями, на которые выводятся изображения для левого и правого глаз, системой линз для корректировки геометрии изображения, а также системой, отслеживающей ориентацию устройства в пространстве. Очки имитируют зрительный и слуховой эффект присутствия в каком-либо месте.
Первый шлем виртуальной реальности был создан еще 1976 году. Со временем в ходе эволюции изобретения и появления различных модификаций шлем превратился в очки. Самые дорогие и качественные на выставке — Oculus Rift, их цена около 50 тысяч рублей.
Очки Oculus Rift достаточно тяжелые и поначалу кажутся неудобными. Обычно в очках виртуальной реальности сидят, но сегодня предлагают посмотреть аттракцион «Качели» стоя. Никита Шаровский, который представляет гаджет, обещает поддержать, если что.
И вот, стоя в обычном выставочном помещении, я уже качаюсь на больших качелях, которые переворачиваются в разные стороны. Земля с прорисованными деревьями и зданиями плавно удаляется и приближается, а затем я вижу ее верх ногами. Тело невольно отклоняется назад, и я чуть ли не падаю.
Спрашиваю, долго ли так качаться, поскольку чувствую, что больше не могу — кружится голова. Виртуальные качели длятся две минуты. Снимаю очки и чувствую облегчение, есть легкое ощущение укачивания.
«В устройстве находится экран размером семь дюймов. Аппарат — программный, делится на две части. Присутствуют линзы, которые делают изображение ближе. В устройстве есть акселерометр, гироскоп, которые отвечают за повороты, наклоны. Еще есть камера, которая добавляет эффектов, позиционирование в пространстве — вперед, назад», — рассказывает Шаровский.
По его словам, он такие очки сдает в аренду на корпоративы и праздники. Стоит эта услуга 2 тысячи рублей в час. Сами программы «Качели», «Космос» и другие можно скачивать в свободном доступе.
«Первая версия очков Oculus Rift была хуже, полчаса сидел в очках, начиналось головокружение, тошнота. Мы как раз тестировали эти очки, брат два часа поиграл и неделю тошнило. Вторая версия… уже почти нет, легенькие остаточные эффекты. Конечно, долго в них сидеть не стоит», — поясняет Шаровских.
В очках Homido показали «американские горки». Нельзя сказать, что есть большое отличие в качестве изображение от Oculus. Эффект погружение чуть меньше, но все равно вызывает эффект морской болезни.
Такие очки могут стоить около 2-3 тысяч рублей. А самый дешевый вариант от 600 до 1 тысячи рублей — очки Google Cardboard, сделанные из картона. Теоретически их можно сделать самостоятельно, скачав схему в интернете и купив двояковогнутые линзы.
ВИРТУАЛЬНОСТЬ — В МАССЫ
Директор компании Blue Beaver Сергей Кривошлыков рассказывает, что параллельно развиваются как технология производства самих очков, так и технология съемки и отрисовки контента виртуальной реальности. Blue Beaver предложила риелторам Новосибирска и турагентствам устраивать виртуальные туры по квартирам или отелям.
«Есть мобильный телефон, есть экран и датчики, которые следят за поворотом головы и помогают отображать необходимое изображение. Наш сервис — это javascript (программный код), который позволяет владельцам сайта размещать фотографии с нашей кнопкой, с переходом на виртуальную реальность очков», — поясняет Кривошлыков.
По его словам, есть технология съемки виртуальных квартир с помощью сферической камеры либо специального приложения для смартфона, но без специальной программы это будет просто 3D-изображение, а не эффект присутствия.
«Негативный момент — задержка. Корпус человека или голова быстрее, чем датчик телефона, и возникает эффект задержки, что приводит к головокружению. Мозг реагирует на один поворот, а глаза выдают другую информацию, такая своеобразная морская болезнь. Но есть более качественные шлемы, телефоны — проблема решаемая», — говорит директор Blue Beaver. При этом он признает, что пока бизнес по созданию виртуальных туров по квартирам не окупается. Но списывает это на новизну услуги.
«Мы уже используем видеопоказы. Планируем воплощать виртуальные туры. Это, конечно, скорее всего, как аттракцион некий. Добавлять популярность и просмотров будет, не знаю, как это будет влиять на продажи. Планируем сделать на сайте и давать шлем клиентам при личных встречах. Как дополнительная фишка», — прокомментировала менеджер по рекламе агентства недвижимости «Большой город» Евгения Контырева.
По словам эксперта отдела ипотеки агентства «Первый строительный фонд» Олега Сорочинского, услуга довольно недорогая — около 4 тысяч в месяц — и клиентам явно будет интересно. «Агентства недвижимости сейчас получили информацию – могут взять себе камеру, снимая на 360 градусов и делая себе бесплатно уже, выезжать к клиентам…. А вообще для людей, которые приходят, можно сразу показать квартиру в очках, а потом сходить посмотреть вживую. В момент беседы, выбора квартиры в офисе можно обойтись очками. И вообще, как сама фишка для агентства, прикольно просто», — считает Сорочинский.
Новосибирский разработчик Константин Жуков создал приложения по интерьеру, где можно виртуально подобрать обои или мебель. Он наводит смартфон на обычную картинку для фокусировки и на экране появляется объемное изображение кухни.«Я пользуюсь технологией дополненной реальности… Я пока только месяц занимаюсь, показывал приложение на Дне города. Людям нравится, заинтересованность есть, но заказов нет. Я ищу инвесторов и заказчика», — рассказывает Жуков.
За месяц он разобрался с помощью англоязычных сайтов с тем, как создавать дополненную реальность, как ее обрисовывать и программировать. «В перспективе я хочу делать настольные игры дополненной реальности. На столе игра, но можно будет руками управлять объектами, ты можешь руками поправлять реальность», — говорит собеседник.
В Новосибирске технологии виртуальной реальности уже используют медики. Так, компания «Бослаб» с помощью виртуальной реальности учит человека справляться со стрессом.
Руководитель лаборатории компьютерных систем биоуправления института молекулярной биологии и биофизики СО РАМН Ольга Джафарова объясняет, что существует много направлений по использованию виртуальной реальности в медицине.
«В обучении студентов, преодолении фобий, когда моделируется ситуация вызывающая панику или страх, в работе с посттравматическим стрессовым расстройством. Есть большая лаборатория, которая занимается проблемами обезболивания: человек надевает очки и во что-то увлеченно играет, а в это время, например, ему делают ожоговую перевязку», — говорит Джафарова.
Она отмечает, что во всем мире медики не считают, что очки виртуальной реальности могут принести вред, их наоборот используют в лечении. «Для этих целей используются достаточно серьезные очки виртуальной реальности, а в развлекательных целях используют более дешевые устройства. В погружающей виртуальной реальности ощущения не должны нарушать работу вестибулярного аппарата, не идти в конфликт с ним. Если вы повернули голову, это должно и происходить на экране. Очень важно подстройка диоптрий», — продолжает собеседница. При этом она предупреждает, что такие очки не стоит использовать людям с плохим зрением или слабым вестибулярным аппаратом.