Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Байкальские призраки: как «дурят» туристов

Байкальские призраки: как «дурят» туристов
просмотров: 12213 | комментариев: 18 | Фото: Aleksandr Zykov from Russia / CC BY-SA 2.0
11.09.2016 03:01 

Мистика и сакральность Байкала притягивает тысячи туристов со всего света, но, по мнению историков, легенды, которые рассказывают гиды путешественникам, зачастую не просто искажены, а лишены вообще всякой реальной и даже фольклорной основы.

День озера Байкал отмечается 11 сентября. Sibnet.ru выбрал популярные легенды, которые туристические агентства разместили на своих сайтах, и попросили экспертов прокомментировать —  есть ли в этих историях доля исторической правды.  

Пик любви на Аршане

Одна из историй, опубликованная на туристическом сайте Baikalov travel company, гласит, что в одном улусе полюбили друг друга парень и девушка. Их родня была против отношений, поскольку они состояли в тесном родстве. Но влюбленные не могли смириться с таким решением и отправились в горы, где обитали сильные духи, способные помочь всем, кто обратился к ним с подношением.Пропавшего в Бурятии американца видели на пике Любви

Добравшись до вершины, молодые люди посмотрели друг на друга и, увидев иные судьбы, прозрели. С тех пор ту гору, куда молодые поднимались, называют Пиком Любви. Только самые смелые люди, кто готов встретиться с судьбой и с самим собой, поднимаются туда. И возвращаются с гор мудрыми и просветленными, гласит легенда.

Однако история оказалось не очень узнаваемой в наше время. «Пик Любви, такого отродясь я не слышал, но в последнее время стали говорить об этом», — сказал бурятский шаман Валентин Хагдаев. Он добавил, что это, скорее всего, выдумки гидов для туристов. «Ну я понимаю их, они хотят, чтобы туристы прибывали, чтобы больше денег было», — сказал шаман.

Мыс Хобой

Байкалер.ру рассказывает о мысе Хобой, который находится на севере острова Ольхон.

«Местное название скалы — Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» — превратили ее в скалу», — говорится на сайте.

Фото: © Sibnet.ru

«Совершенно некрасивая сказка про Хобой. Во-первых, Хобой — это и не дева совсем. «Клык» переводится с бурятского», — прокомментировал легенду доцент кафедры туризма Байкальского госуниверситета Анатолий Черных.

Несмотря на это, гиды, которые проводят сухопутные экскурсии для туристов Ольхона, уверяют, что, если смотреть на Хобой со стороны Байкала, а не с берега, то Хобой и вправду очертаниями напоминает профиль женской головы и бюста.

Призрачная конница

История о призрачной коннице гласит, что много столетий назад на Байкале грозный и жестокий правитель Хасан Чосон покорил силой множество народов. Он пожелал присоединить и соседние земли, что лежали за озером. Когда в один год зима выдалась настолько суровой, что все озеро покрылось толстым слоем льда, Чосон собрал армию и отправился в путь.

«Чтобы сократить путь, властитель решил пересечь Байкал поперек и направил конницу по льду озера. Но не тут-то было! Боги разгневались на жестокого царя. Когда армия Чосона дошла почти до середины Байкала, лед треснул, и тысячи воинов пошли ко дну. С тех пор в тумане Байкала можно увидеть очертания скачущей конницы. Это воины Чосона пытаются сделать то, что им не удалось сделать при жизни – перейти озеро», — сообщает Baikalov travel company.

Фото: © Photographer: Archival photograph by Mr. Sean Linehan, NOS, NGS

«Вот на счет конницы — это фигня, конечно. Это просто такая глупая сказка. То, что там потонуло всяких разных и коней, и автомобилей, и до сих пор тонут, это понятно. Но то, что они там летают — дурь какая-то. Это, конечно, не стоит себя на смех поднимать», — оценил легенду Черных.

Мыс Бурхан (скала Шаманка)

С давних пор считается, что мыс Бурхан, известный также как скала Шаманка, состоит из золота и серебра. Многие пытались заполучить несметные богатства, но скалу охраняла старая шаманка, и за нечистые помыслы наказывала людей громом и молнией. Жадные люди отправляли умелых охотников убить колдунью, но и стрелы не могли победить старую злодейку.

Однажды простой охотник увидел, как шаманка колдует, насылая на людей очередную беду, и убил ее, после чего сразу засияло солнце. Шаманку люди похоронили и поставили на ее могилу камень весом с большую скалу. Когда на Ольхон пришел буддизм, люди эту скалу переименовали. Шаманка стала мысом Бурхан, что в переводе означает «Бог», «Будда», гласят легенды опубликованные на нескольких туристических сайтах.

Фото: © Sibnet.ru

Легенда оказалась достоверной, с некоторыми искажениями, но сильно влияющими на ее суть. «Скала Шаманка или мыс Бурхан всегда был и остаётся объектом поклонения коренных жителей. У неё есть ещё сакральное имя и в молитвах упоминается порой у шаманов. Но хорошо, что оно не закралось в туристские путеводители. Что-то и должно оставаться культово-религиозное», — сказал шаман Хагдаев, не раскрывая молитвенного имени мыса.

Серебряный обоз

Еще одна история на Байкалер.ру связана с почтовым обозом и торговой ярмаркой в Кяхте. Зимой 1867 года накануне Нового года из Иркутска в Култук прибыл почтовый обоз с серебряными монетами. Это ценный груз нужно было срочно доставить в Кяхту, где в это время открылась торговая ярмарка. И местные купцы обещали хорошо заплатить за досрочную доставку.


Сопровождающие обоз чиновники прельстились щедрым предложением и решили ехать в Кяхту по неокрепшему льду Байкала. Первая тройка почтовой повозки сразу же ушла под лед. Оставшийся обоз удалось спасти. Весной затонувшую повозку вытащили на берег, но денег в ней уже не было. Возможно, серебряные монеты так и остались на дне Байкала в 100 – 200 метрах от провала у Шаманского мыса под Култуком. Мистический Байкал: НЛО и путь Чингисхана

Черных подтвердил, что эта история реальна. Вдобавок он рассказал о географе Венедикте Дыбовском, который в 1860-е годы находился в ссылке в Иркутске. Как раз в 1867 году ему дали свободу поселения и, будучи профессором львовского университета, он решил отправиться в Култук.

«Уехал в Култук. Взял с собой еще друга Годлевского, и прожил там почти всю свою жизнь. И чем он там занимался? Он искал как раз вот этот серебряный обоз. Там в легенде пишут, что одна повода (ушла под лед), а на самом деле шесть повод потонули. То есть весь караван. Он занимался капитально этим делом, но ничего не нашел. Зато описал тысячи там животных и прославился именно этим, написал книгу о подводном мире Байкала», — поделился доцент.