Экипаж колониального корабля «Завет» обнаруживает неизведанный мир на удаленной планете, приняв его за живописный рай. На самом деле герои попадают в настоящий ад, в котором обитает уцелевший член экспедиции корабля «Прометей» из предыдущего фильма Скотта робот Дэвид.
Ридли Скотт давно планировал соединить воедино сюжет классического «Чужого» 1979 года с событиями фильма-приквела «Прометей». В новом «Чужом», который является своеобразным мостиком между этими картинами, гораздо больше религиозности «Прометея», чем герметичности и ужаса «Чужого».
Стоит отдать мэтру должное — великий режиссер в преклонном возрасте со всей самоотдачей рискует ради больших идей. В «Завете» его режиссерский стиль принял самую безумную форму, рассказав при этом самобытную историю, отличную от более традиционного научно-фантастического «Прометея».
«Чужой: Завет» — кино, рассказывающее о божественном, фундаментальном и непознанном великом больше, чем о человеческих чувствах и пороках. При этом рассказчик Ридли Скотт не боится заигрывать со зрителем, используя символизм, которого в его ленте хватает с избытком.
Режиссер с первых же сцен активно ссылается на «Рождество» Пьеро делла Франческо и на вагнеровскую оперу «Золото Рейна». Культурные отсылки, цитаты из «Озимандия» и религиозный символизм сильно вытесняют на второй план самих Чужих и историю выживании экипажа «Завета» на опасной планете.
Для режиссера в новом «Чужом» важнее не борьба человека с монстром в замкнутом пространстве космического корабля. Ридли Скотт поднимает фундаментальные вопросы бытия, рассказывая по-настоящему жуткую историю о том, как творение восстало против своего создателя и породило собственных страшных демонов.
Несмотря на широкий культурный размах, картина «Чужой: Завет» разобьет преданных поклонников серии на два лагеря. Многих разочарует ставка режиссера на философию, а не на фантастический хоррор «Чужого». Ленте суждено стать не менее противоречивой, чем предыдущий фильм Скотта «Прометей».
Стоит признать, что в новой картине отличный дизайн и зрелищный визуальный ряд. Качественная картинка и динамичное повествование вовлекают зрителя в страшные эпизоды противостояния человека и Чужого, которые занимают примерно треть экранного времени.
Зритель также прочувствует в ленте влияние американских слэшеров. Не раз жуткие сцены вызовут в памяти некоторые эпизоды из «Техасской резни бензопилой», а суровый мир нового «Чужого» покажет все ужасы, до которых порой доводит целеустремленный фанатизм.
Актерская игра Майкла Фассбендера кладет на лопатки второстепенных героев ленты, которые раскрыты хуже, чем герои «Прометея». Но убедительные образы Кэтрин Уотерстон, Билли Крудапа и Дэнни МакБрайда не заставят усомниться в реальности разворачивающихся событий.
«Чужой: Завет» не дает ответа на все интригующие вопросы из фильма «Прометей». Хотя в ленте мало самих Чужих и порой слишком много религиозных образов, новая работа Ридли Скотта по-настоящему интригует, вызывая неподдельный интерес не только фанатов серии, но и обычных зрителей.