Главный герой водитель Игорь (Игорь Лизенгевич), живущий в современной Москве, получает странный конверт, который он должен доставить по указанному адресу. С этого момента на пути Игоря разворачиваются мистические события, связанные с его прошлым.
«Конверт» — режиссерский дебют монтажера Владимира Маркова и новый шаг российского кино в попытке сделать не столько пугающую страшилку, но крепкое жанровое кино с психологической глубиной и оригинальным сюжетом, достойным лучших картин западных коллег.
Для зрителя не секрет, что в России жанр отечественных хорроров приживается с большим трудом. В советское время мистические триллеры и ужасы практически не снимали, можно вспомнить штучный товар вроде «Вия» 1967 года или «Дикую охоту короля Стаха».
В наше время только режиссер Святослав Подгаевский («Пиковая дама: Черный обряд», «Невеста») относится к авторам, сумевшим добиться прибыльности ужастиков на регулярной основе. Хотя все равно создатели в основном копируют голливудские аналоги.
Даже тех же «Невесту» и «Пиковую даму» сложно причислить к стопроцентно леденящим страшилкам, но фильмы ужасов продолжают снимать все чаще из-за дешевизны и выносливости жанра, в итоге множество идей нуждается в бюджетных ограничениях.
«Конверт», снятый за 84 миллионов рублей и собирающийся участвовать в программе международного кинофестиваля в Брюсселе, это продюсерское кино, где главную роль играет визуальное и звуковое сопровождение, а сюжетная линия отходит на второй план.
Ужастик Владимира Маркова удачно использует играющую на атмосферу музыку композитора Сергея Штерна и операторскую работу Ирека Хартовича («Легенда № 17») с мрачной картинкой, однако сюжет подается сумбурно, такое впечатление, что вменяемый бюджет даже помешал авторам создать более цельную картину на экране.
«Конверт» может похвастаться неплохой задумкой и проникновенными мыслями с психологическим подтекстом про искупление грехов и право на второй шанс, но чувствуется, что создателям явно не мешало бы сконцентрироваться на самой истории, подавая ее достоверно.
Монтаж картины выбирает вполне удачные ракурсы, фиксирующие внимание на героях, в кадре царит атмосфера городской мистики, а ночные панорамы безжизненной Москвы вызывают ощущение безысходности происходящего, напоминая российскую ленту «Маршрут построен».
По словам продюсера Константина Буслова, в «Конверте» сильна моральная психологическая составляющая, а главный герой проходит череду жизненных испытаний, чтобы стать лучше. Но обилие нестрашных клише топит сюжет в беспорядочном и бессвязном хаосе.
Впрочем, из переигрывающего актерского состава стоит выделить актрису Юлию Пересильд («Битва за Севастополь»), для которой участие в фильме ужасов стало экспериментальным шагом. Юлия, отошедшая от своего привычного амплуа, убедительна в своей роли.
Удачный хоррор, даже если он не сильно страшный, всегда интересно смотреть. Но «Конверт» будто сам не знает, чего он хочет, в нем присутствует злободневность поднятых тем, но нет эмоционального вовлечения и чувства, что ужас затаился близко.
Нельзя забывать, что зритель вырос из традиционных способов запугивания и нуждается в более оригинальных идеях, а сам жанр ужасов претерпел изменения и в наше время зрителей больше пугает информационное будущее, как заметно по сериалу «Черное зеркало».
«Конверт» — лишь маленький шаг для российского жанра ужасов, который нуждается в смелости идей и крепкой режиссуре. Хотя картина способна заинтриговать сюжетными поворотами и игрой Пересильд, «Конверт» в итоге получился одноразовой и необязательной для просмотра страшилкой.