Высоцкому 25 января 2018 года исполнилось бы 80 лет. До сих пор люди спорят, чей Гамлет был талантливее: его или Смоктуновского, и без всяких сомнений признают, что попадание в образ Глеба Жеглова в экранизации романа братьев Вайнеров было стопроцентным. А его песни до сих пор поют отечественные звезды первой величины: от Пугачевой до Лепса.
Первой женой Высоцкого была Изольда Жукова. Она, как и Высоцкий училась в Школе-студии МХАТ, но на два курса старше. Они довольно скоро решили жить вместе, а после — оформить отношения. Пожалуй, Жукова была единственной женщиной в жизни прославленного актера, для которой он не был «тем самым Высоцким». Музыка мужа Жукову, скорее, раздражала, иногда она даже поднимала бунт, требуя отказаться от занятий только песнями. Высоцкий: смертельная жажда жить
Роковой женщиной, так и не оценившей Высоцкого, как мужчину стала киноактриса Лариса Лужина. А ведь именно ей он посвятил песню «Она была в Париже». Они познакомились на съемках картины Станислава Говорухина «Вертикаль» в 1966 году. В «Вертикали» Лужина играла врача, а Высоцкий радиста. В картине она предпочла ему другого, в жизни тоже. И осталась в судьбе Высоцкого едва ли не единственной женщиной, не ответившей на его любовь.
Второй женой Высоцкого стала Людмила Абрамова. С ней он познакомился на съемках фильма «713-й просит посадку», спустя несколько лет они поженились. Об их супружеской жизни известно немногое. Оба их сына — Аркадий (он стал сценаристом) и Никита (известный актер и директор Центра-музея Владимира Высоцкого) — родились еще до женитьбы. Брак был недолгим, супругов многое не устраивало друг в друге.
Мимолетный роман случился у Высоцкого и с Примадонной, когда Алла Пугачева была еще юной, никому не известной певицей. Они познакомились в ресторане Театра на Таганке, когда Высоцкому было 28 лет, а Пугачевой — 17. Скоротечный роман, по слухам, прекратился потому, что Пугачева не захотела делить Высоцкого с его второй женой Людмилой Абрамовой и любовницей Татьяной Иваненко. А сам Высоцкий, по слухам, долго сокрушался, что не разглядел в юной певице настоящую звезду.
Из всех любовных историй Владимира Семеновича связь с Татьяной Иваненко была самой запутанной. Отношения Высоцкого с актрисой Театра на Таганке начались задолго до появления в его жизни Марины Влади и продолжались уже при ней. Однажды обе женщины оказались в одной компании, и Иваненко сказала Влади: «Все равно он мой! Он завтра же придет ко мне!» Марина лишь снисходительно улыбнулась. В 1972 году Татьяна родила Высоцкому дочь Анастасию.
Французскую актрису Марину Влади Высоцкий увидел в фильме «Колдунья» и решил, что однажды женится на ней. Несколько лет он ждал встречи, и, когда она, наконец, произошла, завязался бурный роман. Именно Марине бард посвятил большую часть своей любовной лирики. В память о возлюбленном Марина хранит первую книгу его стихов «Нерв», фотопортрет и, конечно же, песни.
Последней любовью Высоцкого стала Оксана Афанасьева. Когда они познакомились, ей было 18, ему — 40. Он увидел ее возле администраторской Театра на Таганке. Знаменитый артист попросил телефон, пригласил на свидание. Высоцкий так влюбился в Оксану, что вознамерился разводиться с Мариной Влади.
Глеб Жеглов из фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» был тем самым переломным фильмом в биографии Высоцкого, после которого начался новый виток его популярности. Братья Вайнеры рассказывали, что идею создать сценарий фильма к их роману подсказал Высоцкий. Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов был высокий и плечистый красавец. "Высоцкий. Спасибо, что живой": пришествие фантомаса
По словам Станислава Говорухина, Высоцкого он мог бы утвердить и без проб, потому что для всех было ясно, что эту роль должен играть только он. Но это происходило в те времена, когда он еще ни разу не появлялся на телеэкране, а тут — такая одиозная фигура — в пятисерийном фильме. Поэтому Говорухин сделал на эту роль несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. Начальство это очень убедило.
А вот съемки фильма «Стряпуха», где актер предстал в непривычном образе блондина Андрея Пчелки с самого начала не заладились, именно по вине Высоцкого, который честно признавался: на съемках в Краснодарском крае не было ничего интересного, кроме питья. Да и партнерши по фильму — Инна Чурикова и Светлана Светличная, честно признавали: Высоцкий на съемки постоянно приходил пьяный. Впрочем, роль Пчелки не стала для Высоцкого культовой.
Не стал для Высоцкого культовым и фильм «Сказ о том, как царь Петр арапа женил». Эта картина вообще принесла Высоцкому много огорчений, и прежде всего из-за того, что из-за цензуры его песни так и не вошли в фильм. Один из авторов сценария, Валерий Фрид рассказал, что отказаться от песен было решением режиссера картины, на которого написал кляузу в ЦК писатель Михаил Шолохов.
А вот съемки «Вертикали» ознаменовались для Высоцкого не только написанием знаменитых песен «Скалолазка» (не вошедшей в фильм), «Песни о друге», но и известием, что неподалеку от места съемок трое альпинистов были ранены и заблокированы на скале после камнепада, и члены съемочной группы, не задумываясь, бросились им на помощь.
«Они простояли на 30-сантиметровом карнизе в одной связке с погибшим. Поражает их сила духа. Они не позволили, чтобы мы их несли, и только на самом легком участке пути, один потерял сознание, а другой шел, опираясь на нас. И еще был случай. Тройка альпинистов шла по отвесной стене и воспользовалась старыми крючьями. На отрицательном углу крюк нижнего альпиниста вырвался, и он долго не мог закрепиться, а у остальных крючья начали расшатываться. Тогда, чтобы уберечь своих товарищей, он отрезал себя и улетел вниз», — вспоминал Высоцкий.
Владимир Высоцкий занял второе место в списке русских кумиров ХХ века, сообщает ВЦИОМ на своем сайте. Согласно новому опросу, за артиста проголосовали 28% респондентов (против 31% в 1999 году). На первом месте — космонавт Юрий Гагарин (44%).
«Имя Высоцкого знакомо почти каждому россиянину (впервые услышали о нем в ходе опроса только 1% респондентов) и ассоциируется прежде всего с его творчеством как певца (для 47% опрошенных), актера (13% - актера театра, 13% - актера кино), поэта (25%)», — отмечается в исследовании ВЦИОМ.
Наиболее популярными песнями оказались «Песня о друге», «Скалолазка», «Кони привередливые», а самой запомнившейся ролью стала работа в фильме «Место встречи изменить нельзя».