Фильм «Черная пантера» вышел в российский прокат — события кинокомикса разворачиваются после событий ленты «Первый мститель: Противостояние». Принц Т’Чалла, переживший смерть отца, возвращается на родину в загадочное королевство Ваканда, чтобы защитить его от заклятого врага Киллмонгера.
Режиссером очередного громкого блокбастера от Marvel является афроамериканец Райан Куглер («Крид»). Лента отлично стартовала в мировой прокате — всего за две недели она собрала более 700 миллионов долларов, а западные критики поспешили воспеть первый афроамериканский супергеройский фильм.
Персонаж «Черная пантера» основан на комиксах 1960-1970-х годов. Его придумал Стэн Ли, редактор и создатель множества культовых героев комиксов. Сначала Стэн Ли задумывал героя второстепенным, но Черная пантера быстро стал популярен среди афроамериканцев.
Интересная особенность «Черной пантеры» — все его создатели, от режиссера и сценариста до актеров темнокожие, за вычетом двух белых героев. Режиссер Райан Куглер в 26 лет получил престижную награду за малобюджетный фильм «Станция «Фрутвейл».
Вторая картина Куглера «Крид: Наследие Рокки», снятая за приличную сумму, получилась зрелищной и социальной боксерской драмой. Свою новую картину «Черную пантеру» Куглер называет гибридом Джеймса Бонда и «Крестного отца» в мире фантастической африканской утопии.
По словам продюсера «Черной пантеры», создатели снимали фильм как любовное письмо, адресованное африканской культуре. Режиссер и его команда путешествовали по миру, и многие традиции, обряды и костюмы перекочевали в ленту от реальных африканских народов.
Не удивительно, что студия Marvel сама охотилась за Куглером, чтобы заполучить его на пост режиссера, так как Куглер снял многослойную картину — политическое супергеройское кино в духе фильмов о Капитане Америка, но с эстетикой и культурой Африки.
Даже в слабых лентах Marvel есть интересные сюжеты. Но российскому зрителю будет сложно воспринять конфликт футуристической африканской страны, пускай изолированной, но фантастическим образом достигшей уровня инопланетных технологий.
«Черная пантера», как было видно по трейлеру, это визуально богатое развлекательное кино, но далеко не лучший фильм Marvel, где конфликт о вечном противостоянии богатых и бедных народов Африки своей прямолинейностью напоминает сюжет «Короля Льва».
По тональности «Черная пантера» походит на «Первого мстителя: Другую войну», но с меньшим количеством комедийных элементов, как в «Торе: Рагнарек». Перед режиссером стояла сложная задача — показать Ваканду менее футуристичной и больше похожей на города Земли.
Принц Т’Чалла, сыгранный Чедвиком Боузманом, к сожалению, самый невыразительный герой «Черной пантеры», так как больший упор сделан на женских персонажах. Боузмана легко затмевает «Тони Старк в юбке» — сестра Черной Пантеры, технический гений Шури.
В «Черной пантере» много времени уделяется политике и дипломатии выдуманной страны Ваканды. При этом «Черная пантера» не пересекается с другими картинами киновселенной Marvel, рассказывая замкнутую в себе историю о супергероях.
В актерский ансамбль включены старая гвардия и новые таланты. Среди них Дэниэл Калуя из «Прочь», Анджела Бассетт, Лупита Нионго, Летишиа Райт, Форест Уитакер, Майкл Б. Джордан в роли убедительного злодея, Мартин Фриман и легендарный Энди Серкис.
Антон Долин называет ленту нестандартной и отмечает любовь к выдуманной стране Ваканде. «Демократическая монархия Ваканда — универсальная утопия, обаянию которой трудно не поддаться, вне зависимости от твоего происхождения, культуры и цвета кожи», — утверждает критик.
Борис Иванов называет героев фильма слабыми и непроработанными: «буйство дизайна и компьютерной графики остается пустой красивой картинкой, если у него нет прочной эмоциональной основы <…> ловишь себя на мысли, что не переживаешь ни за героев, ни за злодеев».
«Черная пантера» получилась самым толерантным и, пожалуй, худшим на сегодня фильмом Marvel. Лента, которая в качестве главного конфликта противопоставляет богатых и бедных, на самом деле делает ставку на довольно примитивный стержень о превращении нашего мира в гигантскую утопию.