Будем прощаться. Хипстеры уходят из Сибири. Почти не осталось на наших широтах этих современных снобов. Нет, не уехали в свою «Мекку и Валгаллу» - Лондон. Не замерзли в своих непригодных для Сибири шмотках, и не утонули в потоке «луков».
Ассимилировались, утратили флёр, сменили явки, адреса и пароли. Перестали отзываться на само имя – хипстеры. Контркультура оказалась в наших широтах нежизнеспособной, о чем еще в давние времена их предупреждали советские мультипликаторы. Но эти детишки уроков из сказок выносить никогда не хотели. Жаль. Я на них возлагал надежды.
Первое столкновение «хипстоты» с российской действительностью произошло в фильме «Трое из Простоквашино». Пёс Шарик – яркий представитель этого «движения». До знакомства с Дядей Федором и Матроскиным занимался неизвестно чем. За пренебрежение к базовым собачьим навыкам: охотиться и сторожить, был разжалован в ездовые собаки, но вовремя унюхав инвестиции, по совету хорошего маркетолога кота, стал охотиться с фотоаппаратом на обычных обитателей полей и лесов. Денег это ему не добавило, впрочем, как и мозгов, что подтверждает феноменальная по глупости трата последних средств на кеды вместо валенок. Но признать свое поражение он, как настоящий хипстер, отказывался. Боролся до последнего, рисуя в качестве аргументов символические, малопонятные «фигвамы». Кто он после этого? Хипстер, да и только.
Они убедили всех окружающих в том, что они существуют. Что у них есть волшебство и магия. Но оказались лишь рекламными конструкциями нового поколения. Безжалостный маркетинг накрутил их на свои гусеницы, раздавил и выкинул, как ненужный манекен.
Первая проигранная битва хипстеров – сражение за «артхаус», «современное искусство» и поп-культуру. Сдача позиций началась с пренебрежения хипстеров к телевидению. Люди из «ящика» быстро поняли, что представители этой контркультуры им враги, и стали использовать их исключительно как комедийных персонажей, да и то в неприглядном свете. В общей массе телевизионного продукта «хипстота» не оставила почти никакого следа. Без поддержки крупных СМИ попытки хипстеров начать диалог с обществом о таких вещах как: кино не для всех, современное искусство, акционизм провалились. Теперь это слова ругательные, а скоро станут, наверное, и запрещенными.
Вторая сданная хипстерами позиция – мода. Дело касается не только одежды, обуви и аксессуаров, но и линий поведения в различных сферах жизни. Т.е. в так называемых «трендах». Пытаясь сохранить некую «элитарность», хипстеры в России вообще, и в Сибири, в частности, стали так часто менять свои пристрастия, что внесли сумятицу. Рестораторы не успевали следить за хипстерским меню и плюнули на эту не самую платежеспособную публику. Организаторы гастролей артистов, выставок, спектаклей и т.п. столкнулись с проблемой снижения за очень короткий срок интереса «хипстоты» к своим еще вчерашним кумирам. Инди-рок быстро сдал позиции «совку» и «шансону» на больших площадках, перекочевал в клубы, но выручка по бару с таких концертов была ниже ожидаемой. Последними сдались производители и ритейлеры одежды.
Сначала хипстеры сменили приоритеты. Одежду известных марок они заменили на недорогой «винтаж». Затем кинулись в пучину «no logo». Все это немало расстроило тех поставщиков российского рынка, что видели в контркультуре проводника товаров luxury. Крупные торговые компании кинулись наполнять прилавки дешевой и низкокачественной продукцией. Я в течение почти 4-х лет делал по заказу одного интернет издания фотокаталоги мужской одежды и слышал стоны и жалобы потребителей на убогий крой и ограниченный выбор тех же джинсов в больших торговых центрах. Кроме узеньких «skiny» и «slim fit» купить было почти нечего. Примерно с осени 2013 года менеджеры магазинов стали говорить о снижении покупательского интереса к этим моделям. Официальное объяснение – увеличение покупок через интернет, неофициальное - презрительное отношение к «дудочкам» со стороны публики старше 28 лет. Тут, правда «спецодежду» хипстерскую натянули идейные враги – «гопники». И признаков, по которым можно было отличить своих от чужих, почти не осталось.
Дольше остальных держался интернет и рынок гаджетов. В силу сочетания новизны способов донесения информации, лаконичности и привлечения новых экспертов из собственного окружения, хипстерам удалось на некоторое время стать законодателями моды. Они рождали и «убивали» своих гуру с легкостью и без сожаления. Но мы здесь не удержали позиций. Постижение новинок техники быстро перестало быть таинством и монетизировали способности смартфонов и планшетов не хипстеры, а таксомоторные компании, службы доставки пиццы, а не дизайнеры и фотографы, коих прогресс и мода породили видимо-невидимо.
Я благодарен этому легиону в узких штанах за то, что они открыли для меня многих современных литераторов, критиков, сценаристов. Они, хоть и ненадолго, вернули интерес людей к поэзии, психологии и психоаналитике.
Российским хипстерам так и не удалось придать своему существованию никакого смысла. Продвинутые ими «новые медиа» не стали, как ожидалось, флагманами новостного потока. Возведенные ими в ранг святых мощей гаджеты перестали характеризовать статус владельца. Маркетинг топит догадками хипстеров свои котельные по производству энергии потребления. При них возрождалась дискуссия. С их уходом образовался вакуум.
Никому не советую радоваться «тренду» ухода хипстеров. Расценивать любую контркультуру как язву на теле общества – удел малообразованных маргиналов. Если смотреть на это с экономической точки зрения, то это как раз показатель движения вперед и вверх. Появление ростков контркультуры, с ее независимыми философами, художниками, поэтами, писателями, фотографами, музыкантами, дизайнерами, архитекторами и т.д. означает наличие в экономике свободных средств. Уход их со сцены – явный признак победы консерватизма, в том числе и в экономической политике. В этот момент, как показывает история, вакуум заполняют радикалы всех мастей и вместо эволюции, мы получаем революцию.
Жалеть никого не стоит. Вчерашние хипстеры массово отпускают броды, словно пытаясь добрать солидности в наших глазах. Скоро оно стянут с себя кеды «Converse», отложат молексины и очки «Ray Ban», кинут на песок майки с принтами и уйдут в море. На волне какой новой контркультуры они вернутся сказать не берусь. Скорей бы. Скучно.
Публикации по теме: |
---|
Заметили ошибку в анонсе? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 13939 | комментариев:3
Бухарин: 07.11.2014 22:10
С тем, что купить нормальную джинсу практически не возможно, согласен!
Все в обтяжку, с поясом на линии ягодиц!
barcasas: 08.11.2014 09:23
я-то думал, что "хипстеры"- это такой интернет-мем. Ну, или типаж. Типа как тролли, битарды, хикки, задроты...
Хотя насчет одежды соглашусь. Недавно ходил в торговый центр, чтобы купить новые джинсы, т.к. старые, которые ношу уже более 5-ти лет, оказались безнадежно испорченными(запачкал бензином, так все пятна и не вывел). Был неприятно удивлен: среди всего многообразия дешевых моделей из Турции преобладали обтягивающие неудобные "дудочки" с тем самым злополучным пояском, который впивается даже не в талию, а то, куда пониже! Чорт, как будто для баб или геев...Я в результате выбрал себе модель на два размера больше, так как только тогда джинсы сидели нормально, свободно. Правда, снизу пришлось подшивать, но да это легко
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.