Культовый европейский режиссер Йос Стеллинг впервые приехал в Сибирь, чтобы убедиться, что это не сплошной лагерь для заключенных, и пообещал снять кино о сибиряках.
Фильм о Сибири? Посмотрим!
Российский зритель услышал о голландском режиссере Йосе Стеллинге в 2007 году – после выхода на экраны трогательной философской драмы «Душка» с Сергеем Маковецким в главной роли. Загадка русской души настолько захватила интерес режиссера, что он решил продолжить эту тему в своем новом фильме «Девушка и смерть», где помимо Маковецкого снялись Леонид Бичевин и Рената Литвинова. В рамках своего визита Йос Стеллинг лично представил новосибирской публике два своих фильма о русских, а также цикл короткометражек с общим названием «Эротические истории».
На поездку за Урал Йос Стеллинг решился впервые. «С 1986 года я бывал в России несколько раз. Посещал Москву, Петербург, Вологду, Сочи (не во время Олимпиады). Но у меня всегда было чувство, будто я не был в России, пока не увижу Сибирь. Для меня Сибирь – странный феномен. Я считал, что это такой большой лагерь для заключенных. На Западе Сибирь – это метафора: если ты бесполезен, то тебя посылают в Сибирь. Но я рад побывать у вас! В пятницу я отправляюсь в Уфу на поезде – специально, чтобы посмотреть Сибирь из окна», - говорит Йос Стерлинг.
Корреспондент Mors.sinbnet.ru поинтересовалась у режиссера, не появилась ли у него намерения снять кино о Сибири. «Да, у меня есть план. Такой хороший план, что я боюсь о нем говорить. Боюсь, кто-нибудь украдет идею. Это будет такое большое эпическое кино», - обещает Йос Стеллинг.
Русские – бурлаки на Волге
«Девушка и смерть» - это кино, которое нужно в первую очередь видеть. Визуал Стеллинг, кажется, не придает тексту особого значения. Русская, немецкая и французская речь сливаются в один общий поток, словно несколько ручейков в огромной реке. «Девушка и смерть» демонстрируется в «Победе» не только в отсутствии дубляжа, но и без субтитров, но это ничуть не мешает восприятию. Текст существует лишь как культурный код, метафора. Вместе с великолепной классической музыкой звучащая речь создает атмосферу, но вряд ли может соревноваться с мелодией в силе смысловой нагрузки. «Похоронный марш» из сонаты №2 Шопена говорит сам за себя.
Текста фактически нет, за исключением Пушкинского стихотворения.
«Между главными персонажами не возникает диалога, кроме единственного стихотворения Пушкина», - говорит режиссер. «Я помню чудное мгновение» звучит как манифест любви, человеческих отношений и жизни. Это произведение, выбранное Стеллингом как самое известное не только в России, но и во всём мире, звучит и в «Душке» (фильме о милом русском чудаке, приехавшем к едва знакомому человек в Голландию, роль Душки исполнил Сергей Маковецкий).
Как и в «Душке», в «Девушке и смерти» пушкинское «мгновение» становится символом загадочной русской души. Сам Йос Стеллинг пробирается сквозь дебри этой загадки шаг за шагом, очень осторожно, будто бы стараясь никого не обидеть. «Русские люди очень ироничны, они смеются сами над собой. Но стоит мне повторить ту же самую шутку, как меня тут же осудят», - говорит Йос Стеллинг.
Истоки русскости для Стеллинга лежат в классической литературе (Пушкин, Достоевский, Чехов, Толстой) и изобразительном искусстве.
«Когда я думаю о России, я представляю картину «Бурлаки на Волге». Очень сильный визуальный образ. Каждый сам по себе, и вместе они тащат баржу. Они жертвы, как и все русские. Жертвы истории, царя, советского строя и так далее», - говорит Йос Стеллинг.
Как Стеллинг «умыл» Светличную и не испугался Литвинову
К участию в философской драме «Девушка и смерть» Йос Стеллинг пригласил не только Сергея Маковецкого, с которым успел подружиться во время съемок «Душки», но и других российских актеров. Главную роль в фильме исполнил Леонид Бичевин, знакомый зрителю по работам в «Морфии» и «Грузе 200».
«Это фантастический актер! – восторгается Йос Стеллинг. – Русские актёры вообще большие профессионалы: они всё умеют – и петь, и танцевать». Специально для небольшого эпизода Леонид Бичевин научился искусно обращаться с каратами, хотя режиссер этого и не требовал.
Первое, что поразило режиссера в Ренате Литвиновой (она сыграла одну из главных ролей в «Девушке»), - это крепкое рукопожатие. «Мы посмотрели друг другу в глаза, и я понял, что хочу с ней работать. Наш московский продюсер спросил: «Ты уверен?». Он немножко её боялся. Я ответил: «Конечно!»», - рассказывает Стеллинг.
Светлана Светличная, исполнившая небольшую роль героини Литвиновой в преклонном возрасте, пришла на прослушивание, как это и принято у русских актрис в годах, «при полном параде. «Она была в шляпе с широкими полями и с большим количеством макияжа на лице. Я ничего не спрашивал. Она просто начала читать стихи очень по-театральному, и я задал единственный вопрос: «Не могли бы вы смыть весь макияж?». Она была потрясена и сказала, что ей нужно подумать. Через три недели она дала положительный ответ. У нее потрясающее лицо, красивые глаза, гораздо красивее без макияжа», - вспоминает режиссер.
Если фильм никто не смотрит, то его и нет
Йос Стеллинг не стесняется признаться, что очень не любит ситкомы. «Ситкомы – это выстрелы наверняка.Фильмы, в которых заняты тысячи людей, два десятка человек пишут один сценарий. Это очень дорогие фильмы, и наверное благодаря им существуют кинотеатры. Но они делаются без уважения к зрителю, используют его как фишку в игре. Есть другое кино, которое может делать всего пара человек. Оно может оказаться провальным, ужасным, но оно более личное. А искусство всегда связано с автором. Если взять 10 арт-фильмов, шансы, что 2 из них вы никогда не забудете, гораздо выше, чем в случае с ситкомами. Ситкомы мы забываем практически немедленно», - объясняет свою позицию режиссер.
Это вовсе не означает, что Стеллинг творит в совершенном отрыве от зрителя. «Я очень зависим от аудитории, - признается художник. – Если фильм никто не смотрит, его и нет. Все говорят о качестве кино, но никто не говорит о качестве аудитории. Для меня это очень важно. Я думаю, что русская аудитория – это моя аудитория».
Другие статьи автора: |
---|
20.02.2016 Артисты в армии: как «съесть собаку» |
01.02.2016 Моцарт, Гагарин и 350 метров упаковки! |
06.10.2014 Балет наизнанку |
25.07.2014 Вопрос о театральной столице Сибири решен! |
21.04.2014 Светлаков: прошу не повторять "Гори, волосяка!" |
28.03.2014 Миссис Новосибирск Int. с роялем в кустах |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 14156 | комментариев:3
Федя1946: 30.05.2014 13:02
лучший фильм о сибири, всех веков и народов, снял Михалков, советую всем посмотреть его и подумать, называется "Сибириада"!!! правдивей фильма я засвои годы не видел!!!
DarkHunter777: 31.05.2014 14:38
КТО снял Сибириаду??? Не позорься блин!! У фильма режиссер Андрей Кончаловский
andrey-y: 01.06.2014 07:52
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.