Жаркие споры вокруг звания театральной столицы Сибири ведутся между Омском и Новосибирском уже не первое десятилетие.
В преддверии 298 дня рождения Омска известный омич, директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, в прошлом директор Омского академического театра драмы, заслуженный работник культуры РФ Борис Михайлович Мездрич дал развёрнутое интервью корреспонденту Sibnet.ru и, кажется, поставил точку в вечном споре.
- Борис Михайлович, Вы родились и долгое время работали в Омске. На данный момент ощущаете себя больше омичем или новосибирцем?
- Конечно, я помню свои корни и считаю себя омичем. А если точнее: я омский сын новосибирского народа.
- А когда вы в последний раз бывали в родном городе?
- Полгода назад, во время гастролей нашего театра с оперой «Фауст». К слову, это были всего лишь вторые гастроли Новосибирской оперы в Омск за последние 25 лет. Первое выступление после перерыва в четверть века состоялось в прошлом году, тогда мы привозили «Реквием» Верди.
- В связи с чем сложилась такая ситуация?
- Театральные связи между нашими двумя городами крайне ослаблены. Мы ведь ездили в соседние города – Кемерово, Томск, Красноярск, даже в Иркутске выступали с большими гастролями. А тут всего в 600 км от Новосибирска располагается город-миллионник, и для нас он был фактически закрыт. Только пару лет назад появилась возможность выступать в Омске, да и то мы привезли не целый спектакль, а концертное исполнение оперы «Фауст» с синхронным показом на экране. Оркестр играл живую музыку, а зрители смотрели спектакль на светодиодном экране. Мы впервые пробовали такой формат, и он вызвал громадный интерес у зрителей. Новый концертный зал омской филармонии, рассчитанный на 1000 мест, был заполнен до последнего места!
Дело в том, что для серьезных оперных и балетных постановок в Омске нет оборудованных площадок, вот нам и пришлось изобретать такие новшества. В сентябре повезем «Фауста» в таком же формате в Ярославль.
Между новосибирскими и омскими театрами не сложилось традиции культурного обмена. Драматические коллективы встречаются только на фестивалях («Ново-Сибирский транзит» и «Рождественский фестиваль» в Новосибирске и «Академия» в Омске). А между музыкальными театрами вообще никаких связей. Мы только начали сотрудничать с филармонией Омска, но это капля в море.
- Омск и Новосибирск соревнуются за звание театральной столицы Сибири. На чьей стороне в этом споре Вы?
- Театр – это же не забег на длинные дистанции. Это жизнь, которая складывается из массы обстоятельств, сюжетов и возможностей, которые где-то реализуются, а где-то нет. Фон, на котором протекает театральная жизнь в России, с одной стороны, один, а с другой, для Омска и Новосибирска он разный.
Опять же нужно рассматривать ситуацию во времени. Всё меняется. Между нашими городами есть некая соревновательность, но в настоящий момент вопрос о театральной столице Сибири решен.
- В пользу Новосибирска?
- Разумеется. Можно долго рассуждать, но цифры говорят сами за себя. В 2012 году бюджет новосибирских театров составил 921 млн 321 тыс. руб., омских – 499 млн 502 тыс. руб. Средние затраты на одного зрителя в Новосибирске составили 1038 руб., в Омске – 756 рублей.
Если брать абсолютные показатели, Новосибирск сохраняет третье место по количеству театральных зрителей после Москвы и Питера. В 2012 году московские театры посетили 6 622 000 зрителей, санкт-петербургские – 2 812 000, новосибирские – 888 000 человек. В 2013 году мы уже набрали миллион. По этому показателю Новосибирск прирастает более интенсивно, чем Москва и Санкт-Петербург. Омск занимает 8-ое место – 660 000 зрителей в год. Для сравнения Красноярск занимает 13 позицию (491 000 зрителей в 2012 году).
- Но при этом население Омска меньше, чем Новосибирска…
- Действительно интерес жителей к театру в наших городах сопоставим. Возьмем статистику 2012 года, которая просчитывалась исключительно для городов-миллионников. При общей численности Новосибирска 1 млн 524 тыс. человек в расчете на 1000 населения театр посетили 583 человека. В Омске проживает 1 млн.161 тыс. человек, и в театр сходили 569 человек из тысячи. К слову, это третий результат по стране. На первом месте Пермь, на втором, как вы поняли, Новосибирск.
- И всё же у Омска был шанс отстоять статус театральной столицы Сибири?
- В 1992 или 1993 году у меня была беседа с одним из руководителей Омской области. (В это время Мездрич являлся директором Омского академического театра драмы – прим. ред.). Тогда он много говорил о необходимости сделать Омск политической столицей Сибири, и его намерения были вполне понятны. В то время Омск имел очень сильный потенциал для развития и как раз перешел рубеж миллионника.
Если заглянуть в историю, то Омск считался третьей столицей России (по провозглашению Колчака). Долгие годы (с 1961 по 87) первым секретарем Омского обкома КПСС был Сергей Иосифович Манякин, который достиг в советское время уникальных результатов. При нем в омских магазинах всегда имелось в наличии не 1-2 сорта колбасы, а 4-5, и при этом она была дешевле, чем в Новосибирске. При нем увеличивалось сельское население и возникла очень смелая для того времени форма ведения хозяйства – подхозы (подсобные хозяйства), они организовались как частные кооперативы при колхозах.
Во время войны в Омск были эвакуированы многие значимые для страны заводы (гораздо больше, чем в Новосибирск). Промышленное производство в Омске имело замкнутый цикл, то есть продукция одного завода являлась сырьем для другого. Здесь располагался ракетно-космическо-авиационный комплекс, химический комплекс (включающий крупнейшие шинный, сажевый, синтетического каучука и нефтеперерабатывающий заводы), а также танковый завод, предприятия по производству электроники, радиосвязи и т.д. Исторически сложилось так, что в Омске до сих пор сконцентрирована промышленная интеллигенция Сибири.
Потенциал был огромный! За последние десятилетия Омск опередил Новосибирск по созданию новых театров.
В плане организации комфортной городской среды в Омске сделано гораздо больше, чем в Новосибирске. Там нет такой проблемы с точечной застройкой, как у нас. В 50-60е гг. в Омске велась масштабная работа по строительству города. В качестве градообразующего начала была выбрана река, и город «развернули» к ней. Укрепили берега, построили набережную. Сегодня городская черта вдоль Иртыша протянулась на 70 км, а в Новосибирске набережная – пара сотен метров. В последние 10-летия в Омске восстановлены соборы, которые были разрушены в 30-х годах прошлого столетия, по городу очень приятно гулять.
- И всё же статус столичности остается за Новосибирском…
- Вернемся к разговору с руководителем Омской области в начале 90-х. На его предложение превратить Омск в политическую столицу Сибири я ответил, что для этого необходима не только история, но и экономическая, транспортная, культурная, информационная, промышленная составляющие. Но в те годы начали преобладать другие процессы. Итог – центром Сибирского федерального округа является Новосибирск, инфраструктура здесь гораздо более развитая, а темп жизни выше.
Возьмем для примера авиаперевозки. Это показатель деловой активности города, подвижности населения и интереса к городу извне. В Новосибирске мы видим громадный аэропорт, 2 полноценные полосы, более 3 млн пассажиров в год. В Омске – одна полоса, рассчитанная не на все лайнеры, чуть больше 600 тыс. пассажиров и замороженное еще 20 лет назад строительство нового аэропорта.
- Возможно, для театральной столицы авиаперевозки – не главное? Можно жить в более размеренном темпе и быть при этом центром театрального искусства?
- Так не бывает. Из чего складывается столичность? Из Академии наук (не будем брать в расчет то, что с ней происходит сейчас), медицинской, сельскохозяйственной академии. Метро в Сибири есть только здесь, в Новосибирске. Это тоже прорывной проект, как бы медленно он ни шел, но он реально действует. Вот этот домик (здание Новосибирского оперного – прим. ред.). Здесь ведь хотели сделать дом науки и культуры, но потом решили переделать в театр оперы и балета. Были возмущения – мол, зачем нам буржуазное искусство? И несмотря ни на что рискнули, в 1944 собрали труппу, а 12 мая 1945 года торжественно открыли театр.
Новосибирские люди (при всем при том, что они не смогли построить приятную для себя среду обитания) более рисковые, чем в Омске.
Академик М.А.Лаврентьев хотел основать Академгородок под Омском, на берегу Иртыша в хвойном лесу. Но власти Омска отказали, решив, что в этом направлении «просится» нефтезавод.
- Всё, о чём вы говорите, относится в основном к прошлым заслугам. Есть мнение, что Красноярск в экономическом смысле выбивается вперед Новосибирска. Может ли Новосибирск потерять статус столичности?
- У нас сейчас правда не очень хорошая ситуация, с той же Академией наук. Но если мы посмотрим на культуру, то увидим, что только в Новосибирске есть пять федеральных учреждений культуры (наш театр, консерватория, хореографический колледж, специальная музыкальная школа и цирк). По этому параметру мы стоим после Москвы и Питера. Для сравнения в Екатеринбурге таких учреждений три (консерватория, цирк и театр оперы и балета), в Омске – одно (цирк).
Хотя в Омске есть свои уникальные явления – областной лицейский театр и, конечно, театр драмы.
- В чем, на ваш взгляд, заключается уникальность театральной жизни Омска?
- Надо понять предысторию. Новосибирск – город молодой, здесь нет ни одного театра (кроме оперного), который бы въехал в специализированное здание при своем формировании. «Красный факел» живет в Доме купеческих собраний, который был построен в 1914 году, а в 35-37 гг реконструирован под театр. Но это не театральный дом. Мы видим длинную «кишку» – зрительный зал, отсутствие карманов для перемещения декораций и т.д. Труппа «Красного факела» хорошо работает, они молодцы, сделали ремонт, но здание не специализировано.
Возьмем «Глобус» (ТЮЗ). С 1935 он жил в Доме Ленина и только в 85 въехал в «трамплин».
Иными словами, из драматических новосибирских театров ни один не начал свою жизнь со своего дома. А это очень важный параметр.
В Омске совсем иная ситуация. В начале 20-го века городские купцы сбросились на возведение городского театра (сегодня – Омский академический театр драмы – прим. ред.). В 60-х годах его достроили, добавили объема, сделали все очень толково.
Многое было модернизировано в мою бытность директором. Возникла совершенно новая камерная сцена со своим отдельным входом и фойе для зрителей. Было установлено новейшее звуковое и световое оборудование основной сцены.
На продолжении долгих лет директор Омской драмы М.Н.Ханжаров культивировал в коллективе особое отношение к работе. Актеры научились ценить профессиональные интересы выше «интрижных». Ханжарову удалось собрать сильнейшую труппу, а это большая работа.
Я руководил театром в «голодные» годы (1989-2001), но всё равно прежде всего старался удерживать интерес актеров к работе. За 12 лет омская драма осуществила 18 зарубежных поездок. Это в годы, когда в театрах зарплату не платили по 5 месяцев. Как-то ко мне подошла актриса и сказала, что денег нет даже на зубную пасту…
Если говорить о формальных критериях, Омский театр драмы имеет две государственные премии, что не могут сообщить о себе драматические театры Новосибирска. Первая – за спектакль «Солдатская вдова», вторая – за спектакль «У войны не женское лицо». В 1997 году спектакль «Женщина в песках» получил «Золотые Маски» в номинациях «Лучшая режиссерская работа» (режиссер Владимир Петров), «Лучшая мужская роль» (актер Михаил Окунев), «Лучшая женская роль» (японская актриса Араки Кадзухо). Мы специально пригласили исполнительницу главной роли из Японии. Удивительная девушка. Помню, как в прессе потом писали: «Лучшая актриса России не говорит по-русски».
- По «Золотым Маскам» Новосибирск точно обходит Омск. К слову, публика Омска раскритиковала «золотомасочного» «Евгения Онегина» в постановке «Красного факела», назвав спектакль фривольным. На Ваш взгляд, это такая попытка поругать новосибирцев всё равно за что или действительно театралы Омска настолько академичны, что не готовы воспринимать никаких «фривольностей»?
- Не знаю, наши две поездки омичи восприняли очень хорошо. Думаю, здесь вот в чем дело. Омский профессиональный зритель привык к очень качественному ансамблю. Ведь научить артистов «не тянуть одеяло на себя» очень сложно. Важно, чтобы актер понимал, что потеря ансамблевости – это его личная потеря в том числе. Актеров, которые мыслят не категорией роли, а категорией спектакля, в Омске, конечно, больше.
- Возможно, дело в смелости? Омские театры могли бы замахнуться на Пушкина, разбавив его выдержками из «Фэйсбука»?
- Ничего смелого здесь нет. Если это убедительно, вызывает эмоции и чувства, тогда это оправданно.
- То есть омская публика отличается от новосибирской?
- Думаю, да. Омичи привыкли к очень качественной драме, в первую очередь, по актерству. Среда и история накладывают свой отпечаток. Дух Врубеля, Мартынова, Достоевского создает определенную энергетику в Омске. В Новосибирске публика с более широкими и разнообразными взглядами, это люди другого темпа жизни.
- Рискнули бы повезти в Омск одну из премьер сезона - мюзикл «Кентервильское привидение»?
- Рискнул бы, но площадки нет подходящей.
- А «Золушку» вы бы стали показывать омичам?
- Спокойно!
- А если бы они назвали её фривольной?
- Ничего бы они не назвали! А что там фривольного? (Пауза) Нет, её в паре нужно показывать, с «Лебединым озером», например. Одну нельзя.
- Каковы ближайшие планы Новосибирского театра оперы и балета относительно культурного обмена с Омском?
- В феврале-марте 2015 года мы снова поедем в Омск. Пока не знаю, с чем, но мы должны всё время привозить туда что-то особенное! Омичи сейчас нас очень любят и понимают, что если приехал Новосибирский оперный, надо обязательно посмотреть.
- Омские труппы приглашаете на свою сцену?
- У нас в январе или в феврале следующего года будет выступать Омский русский народный хор. Он впервые выходил на нашу сцену с сольной программой этой весной и имел огромный успех. В следующий раз коллектив приедет к нам в гости уже с другой программой.
Другие статьи автора: |
---|
20.02.2016 Артисты в армии: как «съесть собаку» |
01.02.2016 Моцарт, Гагарин и 350 метров упаковки! |
06.10.2014 Балет наизнанку |
30.05.2014 Если ты бесполезен, тебя отправят в Сибирь |
21.04.2014 Светлаков: прошу не повторять "Гори, волосяка!" |
28.03.2014 Миссис Новосибирск Int. с роялем в кустах |
Публикации по теме: |
---|
18.07.2014 Омск. День Города - 2014. Самое полное расписание |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 14442 | комментариев:10
Бухарин: 25.07.2014 22:07
Если подходить к определению столица по выше приведенному принципу, то столица США Нью Йорк.
Меня мало волнуют амбиции Омска и Новосибирска.это так к слову.
СветланаФролова: 25.07.2014 22:41
mathg: 27.07.2014 14:37
Новосибирск - конечно столица Сибири во многих смыслах. Омск, Красноярск, Томск и Иркутск идут следом. Другие города подотстали, но тоже не топчутся на месте, развиваются. Даже у нас в Новокузнецке есть на что посмотреть - Цирк, ДрамТеатр, Театр Кукол, Краеведческий музей и несметное количество различных домов Культуры.
pirop: 27.07.2014 15:54
В Иркутске театров с десяток наверное,если не больше.Бухарин правильно сказал.
СветланаФролова: 27.07.2014 16:20
Бухарин: 27.07.2014 23:41
СветланаФролова: 28.07.2014 07:58
Рыжая Ann: 28.07.2014 08:47
Рыжая Ann: 28.07.2014 08:48
Mezze: 28.07.2014 17:41
Не надо в Иркутск, пичальный город =)
Есть ТЮЗ Вампилова, есть музыкальный театр имени Загурского, есть драм театр имени Охлопкова. Их вроде как больше, вроде есть новый камерный театр, я там не был и в глаза его даже не видел, а в ТЮЗ и Музыкальный иногда заглядываю, у меня там знакомые работают, и учитель Английского в частности, Иуду в рок операх играет. С тем куда сходить я не помощник, иду только хвостом, и то не с Охотой, а с Балтикой.
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.